Эстетическое воспитание с помощью лепки

Для эстетического воспитания любого ребенка идеально подойдут занятия лепкой. Предложите малышу различные образцы готовых изделий или фигурок, он будет рассматривать их форму, цвет, величину, благодаря чему у него будет развиваться чувство формы, цвета, ритма, которые являются важными составляющими эстетического воспитания.
Лучше всего направлять внимание детей на предмет в целом – цветовую гамму, пропорциональность частей, стройность форм и т.д. После необходимо сделать акцент на отдельных деталях объекта, которые нужно отобразить в работе, а далее рекомендуется вновь вернуться к целостному восприятию.
В маленьком возрасте эстетические чувства ребенка не достаточно открыты, вследствие чего он воспринимает только блестящую поверхность предмета и его яркий цвет. Старшие дети начинают обращать внимание уже на выразительность силуэта, симметрию, правильное расположение частей объекта. Так, по мере взросления эстетическое восприятие у детей становится более глубоким.
Главными элементами эстетического чувства у ребенка являются:
- Чувство цвета, проявляемое при рассматривании различной цветовой композиции;
- Чувство ритма, которое формируется в процессе восприятия расположения частей предмета, его ритмичной стройности, цельности формы;
- Чувство пропорции, формируемое при рассмотрении построек.
В процессе занятий лепкой ребенка следует научить, не только передавать предметы, но и делать их более выразительными. Как только у него сформируется эстетическое восприятие, он начнет вкладывать в изделие свою душу, переживания, в общем, подходить к лепке уже с творческой стороны.
Для самых маленьких детей занятия лепкой можно превратить в игру. Особенно актуальным здесь будет предложить малышу создать игрушки собственными руками. Собирая и разбирая элементы изделия, юный исследователь будет всесторонне развиваться. На этих занятиях главное – мотивировать ребенка. Для этого предложите ему слепить полюбившегося героя сказки или мультфильма. Эта идея точно понравиться малышу.
Не стоит требовать от детей соблюдать какие-либо правила в лепке, создавать ровные части тела зверушки или придерживаться пропорций. Пускай они самостоятельно отщипывают от большого куска глины маленькие, сами расплющивают их и скатывают в полосочки. Так, им проще будет познать физический мир. В возрасте 2-ух лет ребенок, как правило, создает поделки, не имея при этом особого замысла. В 3 года, дети уже могут, сравнивая свое изделие с образцом, ответить на задаваемые вопросы. В пятилетнем возрасте малыши уделяют внимание внешним признакам предмета. И только в старшем возрасте детские поделки становятся более выразительными.

Занимаясь лепкой с ребенком, необходимо обязательно знать все этапы его творческого развития, а именно:
- В возрасте 5-ти лет дети играют с художественными материалами, поэтому здесь важно превратить лепку в веселое увлечение;
- Для ребенка 8-ми лет характерно развитие фантазии, поэтому взрослым можно помогать и показывать ему новые технические приемы;
- В 12 лет подростки делают подделки исходя из понятий красоты. Поэтому взрослым следует тактически оценивать поделку и советовать придерживаться художественной дисциплины. Если учитывать эти этапы, то уже на втором этапе ребенок сможет создавать яркие вещи, а к концу третьего свободно лепить.